РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Много лет подряд я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики рук, пальчиковому тренингу. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. А развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. А развить все это можно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Поэтому я поставила перед собой цель: развить мелкие движения кисти, подвижность пальцев рук.

Начинаю я работу по мелкой моторике с раннего возраста. И для достижения своей цели использую игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек. Эти игры можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. С выше описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения. Также я использую пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира -предметы, явления природы, людей, их деятельность, животных. В ходе пальчиковых игр, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Очень важны эти игры для развития творчества детей. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. При выполнении каждого упражнения я стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. При проведении пальчиковых игр я придерживаюсь основных правил:

1.  Стараюсь подбирать игры, которые окажутся по силам малышам. Сначала показываю все действия с пальчиками, а потом прошу повторить.

2.             Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю малыша повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.

3.  Добиваюсь, чтобы в игре поучаствовал каждый пальчик малыша

4.             Стараюсь, чтобы каждый пальчик малыша умел двигаться не только вместе с другими, и изолированно сам по себе.

5.  Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

6.             Играю в пальчиковые игры часто, понемногу.

7.             Использую пальчиковые игры в физкультминутках, режимных моментах.

В младшем возрасте я использую «пальчиковый» театр. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Вместе с детьми изготавливаю кукол - персонажей для показа сказок; знакомлю детей с приемами управления пальчиковых кукол. У инсценировок с помощью пальчикового театра больше возможностей для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи, детского творчества и артистизма.

В старшем дошкольном возрасте я стараюсь развить мелкую моторику рук с помощью нетрадиционной техники рисования. Так как дети в этом возрасте должны систематически заниматься видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка. Под моим руководством функционировал кружок художественно-эстетического направления «Цветик-семицветик», который помог мне в развитии тонкой ручной координации, что способствует подготовки руки ребенка письму. С помощью нетрадиционной техники рисования рука ребенка становиться тверже, движения увереннее. Также я создала условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Делилась опытом с коллегами. Принимала участие в работе семинара-практикума по художественно-эстетическому развитию детей. Давала открытое занятие для педагогов детского сада по использованию нетрадиционной техники рисования.

Но, работая с детьми, я никогда не забывала о том, что в дошкольном возрасте родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка.

Поэтому взаимодействию с родителями я уделяю самое пристальное внимание. Для обогащения педагогического опыта родителей я организовала клубы «Заинтересованные родители», «Мы команда». На заседаниях куба я затрагивала темы, которые интересовали родителей. Но самой актуальной проблемой для меня, была подготовка руки ребенка к письму. Для решения этой проблемы я предлагала родителям семинары-практикумы: «Игры и игровые упражнения». Где познакомила их с упражнениями на развитие тонкой моторики рук:

а)   гимнастический;

б)  рисуночный.

Особое место здесь занимает штриховка, с правильным нажимом карандаша; обведение трафарета, не отрывая карандаш от бумаги; проведение прямой линии карандашом, точно попадая в мишень (руку не отрывать); обведение контура рисунка по точкам. Помимо подготовки руки к письму, штриховка способствует развитию глазомера - формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковые расстояния между линиями. Все эти виды деятельности должны проводиться в игровой форме, вызывать интерес и не приводить к переутомлению.

В результате общения со многими родителями установлены доверительные отношения, родители охотно идут на контакт.

Работая над развитием мелкой моторики рук, я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям у детей совершенствовалось общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительности. У них хорошо развита речь, мышление, память, внимание. Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Е.В.Вилкова, воспитатель 

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 58

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0